Не попадёт в рай тот, кого не искушали

 

 
92830372_original.jpg


Легенда об искушаемом, измученном и затравленном отшельнике дала художникам средневековья богатый источник для придумывания фантастических миров: уродливые демоны встречаются с похотливыми красавицами, любопытные существа населяют причудливые пейзажи и границы стираются между ночными кошмарами и реальностью. Они попросту исчезают.
Легенда, которая была изображена художниками от Лукаса Кранаха до Анри Фантена-Латура, от Иеронима Босха до Макса Эрнста удивительным образом путешествует из века в век.


И она занимает нас сегодня так же, как и многих известных художников последних 500 лет.

Начиная с темных веков сюжет «искушение Святого Антония» стал одним из центральных в европейской живописи. Искусство того времени было единственным средством распространения христианской идеологии.

Вся фабула закручена вокруг нетривиального события в жизни святого Антония, а именно искушение дьявольскими силами.

Святого Антония считают Отцом монашества: он первая исторически достоверная личность в истории монашества в египетской пустыне. Умер в 106 лет, около 356 года. Происходил из благородной и богатой семьи христиан.

Когда Антонию было 18, он внезапно пробудился духом, раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню ради благочестивого жития в молитвах и размышлениях.
Вся его последующая жизнь была самоотречением и подвижничеством: долгие годы он пребывал в полнейшем уединении, сначала в одной из пещерных гробниц, а затем около двадцати лет — в развалинах близ Нила.

Здесь он вел жестокую борьбу против собственной плоти, терзаемый видениями: сначала имевших облик прекрасной женщины, а затем — демонических мучителей.

«Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретёт спасения», - одно из изречений Антония Великого.

А искушения будоражили воображение художников, и будоражат по сей день. Образы демонов – жуткие, мерзкие, которым противостоял святой, не потеряли остроты – они всё такие же пугающие. Зато прекрасные искусительницы (они только подчеркивают стойкость святого) меняются из века в век, становясь все более порочными и ну, интересными ....
1432.jpg

Стефано ди Джованни Сассетта, «Святой Антоний, мучимый бесами» (1430-1432)
«Алтарь Евхаристии».

В 1777 году алтарь был разобран, разные его части разошлись по музеям, а центральная картина была безвозвратно утрачена.
1475.jpg
Мартин Шонгауэр «Искушение святого Антония» (ок. 1470-1475)


Жуткая вещь - страдания от сверхъестественных страшилищ, которые когтями, клыками, терзают святого мученика.
Картина символичная.

"Художники раннего Средневековья рисовали чудовищ, демонизируя античные легендарные существа и фантастически объединяя человека и зверя. С VIII столетия изображения чудовищ стали основываться на сочетаниях искаженных животных форм с человеческими". (Борев Ю.Б. «Эстетика»)

1488.jpg
Микеланджело Буонарроти, «Мученичество святого Антония»

Написана в 1487-1488 годах.
И если Микеланджело действительно является автором этого шедевра, то он написал его в возрасте 12-13 лет.

Микеланджело действительно нарисовал копию с гравюры с изображением святого Антония работы Шонгауэра. Один из биографов Микеланджело, Асканио Кондиви (Ascanio Condivi), сообщал, что молодой художник говорил ему о том, что, работая над картиной, он отправился на местный рынок, чтобы посмотреть, как писать рыбью чешую.
Вы можете сравнить работы Микеланджело и Шонгауэра, и вам станет ясно, что Микеланджело не делал точную копию.

1635.jpg

Жак Калло, «Искушение святого Антония» (1635)

Гравюра «Искушение святого Антония», которую обычно называют «Второе искушение святого Антония», самая вдохновенная из всех его сатирических и гротескных композиций.

Как в самом кошмарном сне, видна огромная, озаренная подземным огнем пещера, в дыму и пламени мечется несметное множество уродливых и фантастических существ.
Омерзительные твари окружили лежащего на земле седобородого отшельника.

Отвратив взор от восседающей на огнедышащем драконе нагой женщины, святой Антоний храбро размахивает крестом, обороняясь от наступающих на него бесов.
Над головой святого, на кафедре полуразрушенного храма, — оркестр с хором бесов и солистом — ослом.
В преддверии подземного царства, слева два черта в монашеских рясах читают требник, а справа — стреляющая картечью пушка и отряд вооруженных демонов.

Ух, жуть жуткая!!!
Якоб ван Своненбург, «Искушение святого Антония», 1617 год.jpg
Якоб ван Своненбург, «Искушение святого Антония», 1617 год

Композиция получена из зеркальной гравюры Жака Калло от 1617 года, сегодня их существует только пять. Калло сделал гравировку, работая во Флоренции для семьи Медичи.
Якоб ван Сваненбург путешествовал по Италии в 1591 году и жил между Венецией и Неаполем в течение 20 лет после обучения под руководством своего отца.


Joos_van_Craesbeeck_-The_Temptation_of_St_Anthony.jpg

Йос ван Красбек, «Искушение святого Антония» 1650
В большой голове святого продолжает копошится вся суета нашего мира, хотя он и покинул ее (суету), уединившись в пустыне, но она никуда не исчезла из головы.
Ван Красбек очень интересный художник. Его надо знать, о нем как-нибудь позже)).


1004.jpg

Сальватор Роза
«Искушение святого Антония» (1645)
Ну, очень сюрреалистично! Сальватор Роза изобразил себя в образе святого Антония, атакуемого уродливыми демонами. Символы Книги, Черепа и Креста не нуждаются в дополнительном объяснении.


Jan_Mandyn_001.jpg
Ян Мандейн (1500-1560), «Искушение Святого Антония»

Нидерландский художник эпохи Ренессанса и северного маньеризма.
Ян Мандейн последователь Босха. Тоже уникум.
Правда, с авторством проблемы, считается, что он был неграмотным и подписей не оставлял. «Искушение» – уставлено, что принадлежит ему.

i.jpg

Фрагмент


Велленс Де Кок.jpg

Ян де Кок - Искушение св. Антония (ок. 1520)


9i.jpg

Ловис Коринф, Искушение Святого Антония 1897



tumblr_ogkayfEYKG1vjov3vo1_1280.jpg

Отто Дикс (1891-1969)


188718.jpg

Отто Дикс (1891-1969)


1979.jpg

А.Т. Фоменко, «Искушение святого Антония» (1979)



1962.jpg

Константин Васильев
«Искушение святого Антония» (1962)
 
Материально нуждавшийся и, под настроение, склонный к эпатажу и дерзкому озорству Васильев по заказу мог написать не только чуждый ему евангельский сюжет — в частной коллекции можно увидеть и граничащее с порнографией небольшое полотно «Искушение святого Антония». 

 

Источник ➝

Как один из самых богатых художников XIX века испортил репутацию собственному внуку: «Мыльные пузыри» Милле

«Мыльные пузыри» - картина Джона Эверетта Милле, написанная в 1886 году, которая прославилась благодаря использованию в рекламе мыла. Непримечательная на первый взгляд картина скрывает глубокие философские смыслы, а художника впоследствии обвинили в том, что тот продал свой талант.

О художнике

Сэр Джон Эверетт Милле был английским художником, иллюстратором и одним из основателей Братства прерафаэлитов. Братство было основано в его семейном доме в Лондоне, на улице Гауэр-83 (ныне номер 7). Сильная личность матери художника оказала самое значительное влияние на его будущее.

Имея большой интерес к искусству и музыке, женщина поощряла творческие наклонности своего сына, способствуя переезду семьи в Лондон. Впоследствии она наладила контакты, чтобы помочь сыну поступить в Королевскую академию художеств. Милле был вундеркиндом, который в возрасте 11 лет стал самым молодым учеником академии. Там он и встретил Уильяма Холмана Ханта и Данте Габриэля Россетти, с которыми он основал Братство.

Однако, к середине 1850-х Милле отошел от стиля прерафаэлитов, чтобы развить новую форму реализма в искусстве. Его более поздние работы были чрезвычайно успешными, что сделало Милле одним из самых богатых художников своего времени. Ко времени написания своей самой известной работы с пузырями, Милле было за пятьдесят, и он отказался от стиля прерафаэлитов, сделав свою палитру более темной и начав использовать более мягкую кисть.

 

Сюжет картины

Работа «Мыльные пузыри» была написана в 1885-1856 годах. Картина была одной из многих детских портретов Милле. На ней изображен мальчик, который пускает мыльные пузыри с трубкой и мыльной пеной. Мальчиком был внук художника, Вилли Джеймс. На момент написания картины ему было около 4 лет. Впоследствии мальчик стал адмиралом. Для того, чтобы максимально реалистично изобразить пузыри, Милле использовал специально изготовленный стеклянный шар. В процессе написания картины Милле подвешивал его над головой ребенка и перемещал его в качестве ориентира, чтобы определить наилучшее положение пузыря на холсте. Первоначально Милле назвал свою картину «Детский мир», но позже она была заменена на «Мыльные пузыри».

 

Глубокие смыслы картины

На первый взгляд, это обычный детский портрет с непримечательным сюжетом, но если углубиться в историю, можно узнать, что основой сюжета послужил популярный в XVII веке жанр vanitas, в котором мыльный пузырь символизировал мимолетность жизни. Частым сюжетом в этом жанре было изображение молодых парни, которые пускали мыльные пузыри, обычно на фоне черепов. На картине изображен маленький рыжеволосый мальчик, смотрящий на надутый им же пузырь. В данном контексте он является атрибутом красоты и хрупкости жизни. На картине присутствуют и другие значительные детали: на правой стороне полотна - молодое растение, растущее в горшке - это символ жизни, а на другой стороне - упавший разбитый горшок, символизирующий хрупкость и тщетность жизни (смерть). Маленький герой контрастно выделяется на полотне, его лицо, руки и тазик для пузырей ярко освещены.

 

 

Первая публикация и дальнейшая судьба картины

Впервые картина была выставлена в 1886 году под названием «Детский мир» в галерее Гросвенор в Лондоне. Работа была приобретена сэром Уильямом Инграмом из The Illustrated London News, который пожелал воспроизвести ее репродукцию в своей газете. Когда был выпущен первый выпуск с картинкой, газету увидел Томас Дж. Барратт, управляющий директор A & F Pears.

Pears Transparent Soap — одна из старейших компаний по производству мыла и первый в мире зарегистрированный бренд по информации Unilever. Также это первая компания, которая начала выпускать прозрачное мыло. Томас Джеймс Барратт купил оригинальную картину у Инграма за 2200 фунтов стерлингов, что дало ему исключительное авторское право на картину. Репродукция картины Мыльные пузыри Джона Эверетта Милле стала самой известной рекламой мыла. Картина была куплена Томасом Барраттом в августе 1890 года.

 

Тобас Барратт и его рекламная листовка в картиной Милле

Тобас Барратт и его рекламная листовка в картиной Милле

Авторские права были нужны для того, чтобы внести в картину изменения. В частности, был добавлен кусок мыла с целью использования в рекламной компании. В то время Милле был одним из самых популярных художников в Великобритании. Поэтому сомнительная перспектива маркетингового художника беспокоила Милле, а его внук стал объектом коммерческой эксплуатации (что тоже было художнику не по нраву). Многие говорили в то время, что художник продал свой талант. Критики утверждали, что это оказало унизительное влияние на картину и будущую репутацию мастера. Милле приходилось даже защищаться от их нападок, когда он подвергался несправедливой критике со стороны представителей художественного истеблишмента, считавших, что он унижает свое искусство. Реклама оказалась настолько популярной, что маленький герой картины - Уильям Джеймс, ставший адмиралом Королевского военно-морского флота, до конца жизни был известен по прозвищу «Bubbles» Адмирал Пузырик.

 

Герой с картины - внук художник (ставший адмиралом)

Герой с картины - внук художник (ставший адмиралом)

Таким образом, знаменитые «Мыльные пузыри» сыграли для Джона Милле двойную роль. Конечно, картина «вручила» художнику лавры успеха и известность, подарила ему богатство и обеспечила на долгие годы. А с другой стороны, передачей прав на картину рекламному агентству художник подпортил свою репутацию и репутацию своего внука.

Популярное в

))}
Loading...
наверх