Москва и москвичи на полотнах импрессиониста эпохи соцреализма Юрия Пименова

 

 

Когда речь заходит о художниках соцреалистах, почему-то у многих сразу же возникает ассоциация их творчества с образами вождей, передовиков-стахановцев, а еще с красными флагами и множеством другой патриотической и агитационной атрибутики. А ведь были в советские времена и другие мастера, писавшие обычную жизнь простых людей, их житейские радости и горести. И сегодня хотелось бы вспомнить о прекрасном живописце бытового жанра эпохи соцреализма - Юрии Пименове. Этому художнику удалось совершить по тем временам немыслимое: оставаясь верным себе, он создавал картины, которые любили и понимали все.
..


 
Свадьба на завтрашней улице. (1962 год). Автор: Юрий Пименов.

Свадьба на завтрашней улице. (1962 год). Автор: Юрий Пименов.


Мир творчества художника Юрия Пименова - особенный мир, в котором каждый зритель для себя делает новые открытия той далекой советской эпохи. И сегодня с уверенностью можно сказать, что глубокая интимность пименовских картин - в их истинной жизненности. В этом можете убедиться сами, просмотрев галерею лучших работ художника.

 
Калининград. Дождь. Автор: Юрий Пименов.

Калининград. Дождь. Автор: Юрий Пименов.


Это картины-новеллы, таящие в себе обыденные истории, прошедшие через душевные переживания художника его мировоззрение и талант. Мастер кисти свою живопись создавал в стиле обновленного импрессионизма, в основу которого закладывал «прекрасное мгновение» с легкими романтическими нотками и неким лиризмом, что придавало его работам особое, я бы сказала, торжественное настроение. И эти мгновения он щедро до краев наполнял истинной жизнью, желаниями, чувствами и настроением. 

 
Ливень. Автор: Юрий Пименов.

Ливень. Автор: Юрий Пименов.


Однако особого внимания заслуживает необычная манера письма живописца - мелкий полупрозрачный мазок, на всю жизнь ставший его уникальным авторским почерком, как впрочем, и жанр лирической живописи, оставшийся навсегда его стихией. Многие искусствоведы считали Пименова настоящим летописцем времени, в котором жил сам и творил свои впечатляющие полотна. 

 
Ожидание. Автор: Юрий Пименов.

Ожидание. Автор: Юрий Пименов.


Немного о мастере соцреализма, не похожего на других


 
Юрий Иванович Пименов - художник соцреалист.

Юрий Иванович Пименов - художник соцреалист.


Живописец, театральный художник, график, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР - Пименов Юрий Иванович (1903-1977) был коренным москвичом. Родился и жил в доме, который располагался невдалеке от Третьяковки, поэтому, будучи мальчишкой, большую часть свободного времени проводил в залах знаменитой галереи. И поэтому с ранних лет его любимым увлечением было рисование.

 
Огни университета. Автор: Юрий Пименов.

Огни университета. Автор: Юрий Пименов.


Первым наставником и учителем Юрий считал своего отца, юриста по основной профессии, который был превосходным художником-любителем. В школьные годы Юра Пименов не очень то не ладил с математикой, однако отлично управлялся с кистями и красками, что, конечно же, не прошло незамеченным. В старших классах учитель рисования помог талантливому мальчишке поступить в Замоскворецкую художественную школу. 

 
Начало любви. Автор: Юрий Пименов.

Начало любви. Автор: Юрий Пименов.


А в 1920 году одаренный юноша уже учился во ВХУТЕМАСе - одном из лучших художественных заведений страны. А после окончания в 1925 году вместе с другими выпускниками Юрий Пименов вошел в художественное объединение под названием «Общество художников-станковистов». Как раз в этот период молодой художник всерьез увлекался немецким экспрессионизмом, что ярко проявилось в его творчестве. В 1927 году он создал полотно «Даешь тяжелую индустрию!», которое тогда высоко оценили критики.

 
«Даешь тяжелую индустрию!». Автор: Юрий Пименов.

«Даешь тяжелую индустрию!». Автор: Юрий Пименов.


Однако не все было так радужно в творческой карьере художника. Так, вначале 1930-х годов в его жизни наступили сложные времена. Постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» власти запретили работу всех художественных объединений. Самого же Пименова стали резко критиковать, обвиняя в формализме.

 
Утренние покупки. Автор: Юрий Пименов.

Утренние покупки. Автор: Юрий Пименов.


Художник тяжело перенес это время, он позже так вспоминал об этом: «...это было мое трудное время. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы, так как после этой книжки работы в журналах мне не давали, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена».

 
В комнатах. Автор: Юрий Пименов.

В комнатах. Автор: Юрий Пименов.
 


Но все же со временем, собрав всю свою волю в кулак, художник нашел в себе силы вернуться к работе. И во второй половине 30-х годов главной темой его творчества стала жизнь столицы и образы ее жителей. 

 
 Автор: Юрий Пименов.

Автор: Юрий Пименов.


В тот период Пименов мог целыми днями гулять по самым отдаленным московским улочкам и паркам, ездить в пригород столицы и бродить по окрестным лесам. Он с упоением писал городские пейзажи, изображал новостройки новой Москвы и, конечно же, людей - одухотворенных, красивых душой и телом. За что коллеги-художники и искусствоведы прозвали его «певцом» столичной жизни и быта. 

 
Широкие пути. Автор: Юрий Пименов.

Широкие пути. Автор: Юрий Пименов.


Даже тяжкие военные годы Юрий Иванович, отказавшись от эвакуации, провел в Москве, создавая агитационные плакаты. Писал он в это время портреты героев и жанровые картины, отражающие военные будни родного города.

 
 «Фронтовая дорога». Автор: Юрий Пименов.

«Фронтовая дорога». Автор: Юрий Пименов.


В послевоенные годы Юрий Иванович работал преподавателем Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). На полотнах Пименова вновь нашли отражение мирные темы: Москва и москвичи, новостройки, жанровые сцены из жизни. 

 
Новый год. Автор: Юрий Пименов.

Новый год. Автор: Юрий Пименов.


Таким образом, пережив тяжелый период критики, Пименов стал признанным мастером соцреализма. С середины 1950-х годов он много странствовал: посетил Англию, Индию, Францию и Италию, писал очерки о поездках, делал зарисовки. Однако самой большой любовью в жизни мастера по-прежнему оставалась Москва, с ее достопримечательностями и жителями, которые веками творили ее историю.

 
Бумажные цветы и первоцветы.

Бумажные цветы и первоцветы.


 
Женщина в гамаке. Автор: Юрий Пименов.

Женщина в гамаке. Автор: Юрий Пименов.


 
Район завтрашнего дня (1957 год). Автор: Юрий Пименов.

Район завтрашнего дня (1957 год). Автор: Юрий Пименов.


И в заключение хотелось бы отметить, что Юрий Пименов имел особый дар - находить в повседневности романтику и лиризм. И в отличие от многих своих коллег по цеху, Пименов всегда пытался идти в ногу со временем и стремился правдиво воплощать в своих произведениях современную жизнь.

 
Весеннее окно. Автор: Юрий Пименов.

Весеннее окно. Автор: Юрий Пименов.


Создание трепетного ощущения необыкновенности обыкновенной жизни - вот что было творческим кредо художника. И это было так не похоже на творчество многих соцреалистов, которые тщательно пытались полировать действительность социалистического строя, идеализируя ее и восхваляя.

 
Лирическое новоселье. Автор: Юрий Пименов.

Лирическое новоселье. Автор: Юрий Пименов.


Тем не менее Пименов без всяких условностей признан одним из самых ярких и выдающихся художников советского изобразительного искусства. И на сегодняшний день его произведения хранятся в крупнейших музеях страны. И что интересно, легкие, наполненные трепетным светом и динамикой его картины до сих пор не оставляют равнодушными как поклонников западного и современного искусства, так и убежденных академистов.

 
 Автор: Юрий Пименов.

Автор: Юрий Пименов.

 

Источник ➝

Валентина Кузнецова

 

Валентина Кузнецова  (20).jpg




Валентина Кузнецова — художник декоративно-прикладного искусства, керамист, живописец.
Родилась 8 февраля 1949 года в селе Воскресенское в Башкортостане. В 1968 году окончила художественное отделение Уфимского училища искусств, в 1975 году — институт имени И. Е Репина в Санкт-Петербурге.
Керамикой занимается с конца 1970-х годов.
С 1999 года живёт и работает в Москве.



Валентина Кузнецова  (13).jpg

Живописец и искусствовед по образованию, керамику она освоила самостоятельно: в городе Стерлитамаке, где жила Валентина Кузнецова, не было ни одного керамиста, поэтому технологию она изучала по книгам и журналам, вдохновляясь традициями русской народной глиняной игрушки и скульптурной пластики ХХ века.


Материал приходилось добывать самой — копала глину на берегу реки, терла красный кирпич на терке для изготовления шамота, обжигала готовые скульптуры в деревенской печи.


Валентина Кузнецова  (11).jpg


Любимые материалы художника — шамот и фаянс. Мягкая нежная пластика передает лирическое настроение, присущее ее героям.
Работы Валентина выполняет в технике ленточной керамики — самом древнем способе создания скульптуры — невесомые и воздушные, со стенками не толще 2-3 мм, но в то же время прочные.

Неотъемлемой частью творческого процесса является роспись скульптур, созданная с помощью солей металлов и глазури.
Живописная богатая цветовая палитра дополняет пластику и служит средством создания выразительного художественного образа произведений художника.

Валентина Кузнецова  (19).jpg


Работы Валентины Кузнецовой находятся в 21 государственном художественном музее, в том числе:
Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Государственном Историческом музее, Государственном музее керамики «Усадьба Кусково XVIII», Государственном историко-архитектурном художественном и ландшафтном музее- заповеднике «Царицыно», Государственном музее А. С. Пушкина, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.


Валентина Кузнецова  (6).jpg


Произведения художника находятся в частных коллекциях Австрии, Англии, Венгрии, Германии, Израиля, Италии, Объединенных Арабских Эмиратов, США, Финляндии, Франции, Японии, а также коллекциях видных деятелей российской культуры.

Валентина Кузнецова  (3).jpg


Валентина Кузнецова  (1).jpg


Валентина Кузнецова  (2).jpg


Валентина Кузнецова  (7).jpg


Валентина Кузнецова  (9).jpg

Валентина Кузнецова  (10).jpg

Валентина Кузнецова  (12).jpg


Валентина Кузнецова  (14).jpg


Валентина Кузнецова  (17).jpg


Валентина Кузнецова  (15).jpg


Валентина Кузнецова  (16).jpg


Валентина Кузнецова  (8).jpg


Валентина Кузнецова  (5).jpg


Валентина Кузнецова  (18).jpg

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх