6 СИМВОЛОВ, ЗАШИФРОВАННЫХ В «ВЕСНЕ» БОТТИЧЕЛЛИ

Итальянцы — философы во всем. Даже на картине, которая представляет собой аллегорию весны и любви, зашифровано послание о гуманности

Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Тот собирался жениться на Семирамиде — девушке из знатной семьи Аппиани. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. Картина на самом деле не только о весне и любви, это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо известным флорентийским философом Марсилио Фичино.

В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. 

Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Долгое время ее не выставляли, и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции. 

1. Венера. Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему). «Она, — пишет Фичино, — есть нимфа пригожести величайшей, рожденная от небес и более других возлюбленная Богом Всевышним. Душа ее и ум суть Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность. Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. О дивная красота! Сколь прекрасна для созерцания. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная полностью отдана в твою власть (вновь обыгрывается брачная тема. — Прим. авт.). Если ты сочетаешься с ней браком и назовешь ее своею, она сделает твои годы сладостными, а тебя самого — отцом превосходных детей». 

2. Три грации. Это спутницы Венеры. Фичино называет их Чувством, Интеллектом и Волей. «И поскольку, — пишет он, — оно [чувство] не является мыслительным актом, то одну из граций рисуют с лицом, обращенным к нам, как бы двигающуюся вперед и не собирающуюся идти назад; двух других, так как они относятся к интеллекту и воле, которым свойственна функция размышления, изображают с лицом, обращенным назад, как у того, кто возвращается». 

3. Меркурий. Посланник богов изображен в крылатых сандалиях. Он был сыном нимфы Майи, в честь которой в латинском языке назван месяц май, в котором состоялась свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо. С помощью кадуцея (жезла, оплетенного змеями) он разгоняет тучи, чтобы ничто не омрачало весеннего настроения сада Венеры. Считается, что в образе Меркурия Боттичелли изобразил Лоренцо Медичи, заказчика картины. 

4. Зефир и нимфа Хлорида. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня… / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу». После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий. 

5. Весна. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных... / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!» / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». На картине Боттичелли Весна разбрасывает розы, как было принято на богатых флорентийских свадьбах. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Также можно разглядеть в венке на шее Весны землянику — символ нежности, ромашку — символ верности и лютик — символ богатства. 

6. Амур. Спутник богини любви. Он с завязанными глазами (любовь слепа) целит огненной стрелой в одну из граций. Возможно, в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.

Источник ➝

Валентина Кузнецова

 

Валентина Кузнецова  (20).jpg




Валентина Кузнецова — художник декоративно-прикладного искусства, керамист, живописец.
Родилась 8 февраля 1949 года в селе Воскресенское в Башкортостане. В 1968 году окончила художественное отделение Уфимского училища искусств, в 1975 году — институт имени И. Е Репина в Санкт-Петербурге.
Керамикой занимается с конца 1970-х годов.
С 1999 года живёт и работает в Москве.



Валентина Кузнецова  (13).jpg

Живописец и искусствовед по образованию, керамику она освоила самостоятельно: в городе Стерлитамаке, где жила Валентина Кузнецова, не было ни одного керамиста, поэтому технологию она изучала по книгам и журналам, вдохновляясь традициями русской народной глиняной игрушки и скульптурной пластики ХХ века.


Материал приходилось добывать самой — копала глину на берегу реки, терла красный кирпич на терке для изготовления шамота, обжигала готовые скульптуры в деревенской печи.


Валентина Кузнецова  (11).jpg


Любимые материалы художника — шамот и фаянс. Мягкая нежная пластика передает лирическое настроение, присущее ее героям.
Работы Валентина выполняет в технике ленточной керамики — самом древнем способе создания скульптуры — невесомые и воздушные, со стенками не толще 2-3 мм, но в то же время прочные.

Неотъемлемой частью творческого процесса является роспись скульптур, созданная с помощью солей металлов и глазури.
Живописная богатая цветовая палитра дополняет пластику и служит средством создания выразительного художественного образа произведений художника.

Валентина Кузнецова  (19).jpg


Работы Валентины Кузнецовой находятся в 21 государственном художественном музее, в том числе:
Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Государственном Историческом музее, Государственном музее керамики «Усадьба Кусково XVIII», Государственном историко-архитектурном художественном и ландшафтном музее- заповеднике «Царицыно», Государственном музее А. С. Пушкина, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.


Валентина Кузнецова  (6).jpg


Произведения художника находятся в частных коллекциях Австрии, Англии, Венгрии, Германии, Израиля, Италии, Объединенных Арабских Эмиратов, США, Финляндии, Франции, Японии, а также коллекциях видных деятелей российской культуры.

Валентина Кузнецова  (3).jpg


Валентина Кузнецова  (1).jpg


Валентина Кузнецова  (2).jpg


Валентина Кузнецова  (7).jpg


Валентина Кузнецова  (9).jpg

Валентина Кузнецова  (10).jpg

Валентина Кузнецова  (12).jpg


Валентина Кузнецова  (14).jpg


Валентина Кузнецова  (17).jpg


Валентина Кузнецова  (15).jpg


Валентина Кузнецова  (16).jpg


Валентина Кузнецова  (8).jpg


Валентина Кузнецова  (5).jpg


Валентина Кузнецова  (18).jpg

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх