Что рисовал глухонемой художник пушкинской эпохи, которому покровительствовал сам император: Карл Гампельн

Много ли возможностей преуспеть подарила жизнь человеку, который родился глухим, да еще и в конце XVIII века? Немало – и надо признать, что каждой из них Карл Гампельн воспользовался. А главное, он посвящал почти все свое время тому, что захватывало его с детских лет: рисованию и живописи. Талант, упорство, труд, немного везения – и вот уже у художника появляется покровитель – сам император.

 

Как глухонемой мальчик получил шанс на успех и славу и воспользовался им

 

В 1794 году в семье Гампельнов, немцев, перебравшихся в Россию из Польши, родился мальчик.

Карл оказался глухим, как следствие – глухонемым, и, поскольку в Российской империи того времени возможностей обучения детей с такой патологией не было, родители отправили сына в Европу, в Вену. Там, в учебном заведении для глухонемых, где применялась набиравшая популярность методика аббата де л’Эпе, основанная на обучении жестовому языку, и воспитывался Карл Гампельн, первый российский студент.

С детства увлеченный рисованием – что понятно, разумеется, поскольку живопись и графика были одним из очень немногих способов для Гампельна познавать мир и выражать свое видение этого мира, Карл смог попасть в число воспитанников венского училища Общества соединенных искусств при Австрийской Императорской Академии художеств. Там он обучался с 1810 по 1816 год. Гампельн проявил себя как талантливый рисовальщик, он пользовался протекцией директора училища, осваивал всякие направления изобразительного искусства и ремесла, в том числе гравирование.

 

Автопортрет

Автопортрет

В 1812 году семейство Гампельнов, которые перебрались в Европу вместе с Карлом, постигла целая череда несчастий – сгорел их дом и вскоре скончался отец семейства. Мальчику пришлось начать работать, он стал заниматься преподаванием. А спустя два года, когда в связи с проведением Венского конгресса этот город посетил российский император с семьей, Гампельну улыбнулась удача. Во время визита великих княжон в Академию художеств им был представлен и глухонемой, но талантливый юноша из России, он подарил гостьям несколько своих работ и вольно или невольно заручился поддержкой высочайшего уровня. Состоялась ли личная встреча его с государем, доподлинно неизвестно, одно остается бесспорным – Александр I оплатил дальнейшее обучение Гампельна, выделив для этого полторы тысячи гульденов.

 

К. Гампельн. Сцена из Отечественной войны 1812 года

К. Гампельн. Сцена из Отечественной войны 1812 года

Учеба была успешной, Карл получил золотую медаль за успехи в гравировальном и прочих изящных искусствах, и, завершив обучение в Вене, отправился в Петербург.

 

Жизнь и карьера – в Петербурге и в Москве

 

Не обошлось и без ценных рекомендаций: сама императрица Мария Федоровна хлопотала о будущем художника. Гампельну она обеспечила покровительство Алексея Николаевича Оленина, на тот момент видного государственного деятеля, а помимо этого – историка, художника и архитектора.

 

А.Н. Оленин

А.Н. Оленин

Оленин с готовностью отозвался: он принял под свой кров и Карла, и его брата Егора. По ходатайству своих покровителей Гампельн получил работу в созданном опять-таки императрицей Марией Федоровной заведении для глухонемых – там он обучал рисованию и гравированию. Живя в доме Оленина, Гампельн изучал коллекции картин и графики, пользовался доступом к обширной библиотеке, знакомился с коллекциями археологических находок. Кроме того, Карл получил возможность общаться с интереснейшими людьми своего времени: в числе его знакомых были литераторы, художники, артисты, офицеры и дворяне. Эти встречи сыграли важную роль в его профессии – именно среди тех, кто посещал дом на Фонтанке, были заказчики портретов.

 

К. Гампельн. Портрет Д.В. Давыдова. Современники считали, что этот портрет отличается особенным сходством с оригиналом

К. Гампельн. Портрет Д.В. Давыдова. Современники считали, что этот портрет отличается особенным сходством с оригиналом

Есть вероятность, что во время визита Пушкина в дом Оленина в 1818 – 1819 годах, когда молодой поэт окончил Лицей, состоялось его знакомство с Карлом Гампельном, но точных сведений об этом нет. Зато известно, что в 1827 году, когда поэт, влюбленный в дочь Оленина Анну, делал визиты в дом своего предмета обожания, Гампельна там уже не было: незадолго до этого ему пришлось уехать в Москву, фактически в изгнание, поскольку художник навлек на себя немилость нового императора после декабрьского восстания 1825 года.

 

А вот с отцом поэта, Сергеем Львовичем, Гампельн был знаком - и даже рисовал его портрет

А вот с отцом поэта, Сергеем Львовичем, Гампельн был знаком - и даже рисовал его портрет

 

К. Гампельн. Портрет сыновей генерала П.П. Коновницына, Петра, Алексея, Григория и Ивана

К. Гампельн. Портрет сыновей генерала П.П. Коновницына, Петра, Алексея, Григория и Ивана

Череда портретов, что создавал Гампельн для окружения своего попечителя, сыграла плохую шутку с художником: многие из тех, кто позировал ему, оказались под обвинением в подготовке бунта, в первую очередь, братья Коновницыны. Многочисленные знакомства, сделанные Гампельном за время жизни в Петербурге в доме Оленина, кидали тень на его имя и репутацию в глазах нового императора. И если до прямого обвинения дело не дошло, то уехать художнику все же пришлось – настолько явно ему дали понять, что в столице он – фигура нежелательная. Кстати, вскоре после восстания декабристов завершилась и карьера Оленина как государственного деятеля: императору Николаю I он пришелся не ко двору.

 

К. Гампельн. Портрет М.С. Воронцова

К. Гампельн. Портрет М.С. Воронцова

Дальнейшие годы жизни, по-видимому, вплоть до самой смерти, Гампельн проведет в Москве. Впрочем, там он некоторое время был знаменитостью – его личность и творчество становились темой для журнальных заметок. Работу искать не пришлось, Гампельн продолжал рисовать на заказ.

 

К. Гампельн. Портрет А.М. Виельгорской

К. Гампельн. Портрет А.М. Виельгорской

В 1831 году художник получил чин коллежского регистратора и продолжал свое продвижение вверх по Табели о рангах. В 1834 Гампельн женился на Наталье Марковне Ронцевич, в браке родился сын Карл. Известно, что художник подавал запрос в московское Дворянское собрание о включении его фамилии в дворянскую родословную книгу, но по каким-то причинам получил отказ. Считается, что художник умер в восьмидесятых годах позапрошлого века – точных данных о его смерти не сохранилось, однако, возможно, он скончался раньше. Последние сведения о работах художника относятся к шестидесятым годам XIX столетия.

 

К. Гампельн. Закладка Москворецкого моста в Москве

К. Гампельн. Закладка Москворецкого моста в Москве

 

К. Гампельн. Продавец гипсовых статуэток в Петербурге

К. Гампельн. Продавец гипсовых статуэток в Петербурге

 

Наследие Гампельна

 

Карл Гампельн оставил значительное количество произведений: в его творчестве преобладали портреты – как графические, так и живописные. Кроме того, он писал сцены из жизни дворян, военных, торговцев и крестьян, изображал значительные события из истории и жизни общества.

Ему принадлежит знаменитая гравюра «Гулянье в Екатерингофе», которая выполнена на длинной бумажной ленте – длина ее составляет десять метров, а высота – всего чуть больше девяти сантиметров. Такое гулянье проходило ежегодно 1 мая – от Калинкина моста в Петербурге ко дворцу в Екатерингофе.

 

К. Гампельн. Гулянье в Екатерингофе

К. Гампельн. Гулянье в Екатерингофе

Заказчиками портретов Гампельну были и Романовы: художник нарисовал портрет девятилетнего наследника престола, великого князя Александра Николаевича, в будущем – императора Александра II.

 

Среди работ художника – картины маслом, акварели, литографии, гравюры, миниатюры. Свои творения Гампельн подписывал с непременным использованием французского sourd-muet или, в редких случаях, русского перевода этих слов – «глухонемой». По отзывам современников Гампельна, своей особенностью он едва ли не гордился – ведь она позволяла почувствовать себя уникальном среди коллег по ремеслу.

 

К. Гампельн. Портрет великого князя Александра Николаевича

К. Гампельн. Портрет великого князя Александра Николаевича

 

К. Гампельн. Тройка на улице

К. Гампельн. Тройка на улице

Сейчас работы художника можно увидеть в Эрмитаже, в Русском музее, в Третьяковской галерее, ГМИИ имени А.С. Пушкина и не только.

 

Более того - работы Гампельна становятся темой отдельных выставок

Более того - работы Гампельна становятся темой отдельных выставок

Источник ➝

Как один из самых богатых художников XIX века испортил репутацию собственному внуку: «Мыльные пузыри» Милле

«Мыльные пузыри» - картина Джона Эверетта Милле, написанная в 1886 году, которая прославилась благодаря использованию в рекламе мыла. Непримечательная на первый взгляд картина скрывает глубокие философские смыслы, а художника впоследствии обвинили в том, что тот продал свой талант.

О художнике

Сэр Джон Эверетт Милле был английским художником, иллюстратором и одним из основателей Братства прерафаэлитов. Братство было основано в его семейном доме в Лондоне, на улице Гауэр-83 (ныне номер 7). Сильная личность матери художника оказала самое значительное влияние на его будущее.

Имея большой интерес к искусству и музыке, женщина поощряла творческие наклонности своего сына, способствуя переезду семьи в Лондон. Впоследствии она наладила контакты, чтобы помочь сыну поступить в Королевскую академию художеств. Милле был вундеркиндом, который в возрасте 11 лет стал самым молодым учеником академии. Там он и встретил Уильяма Холмана Ханта и Данте Габриэля Россетти, с которыми он основал Братство.

Однако, к середине 1850-х Милле отошел от стиля прерафаэлитов, чтобы развить новую форму реализма в искусстве. Его более поздние работы были чрезвычайно успешными, что сделало Милле одним из самых богатых художников своего времени. Ко времени написания своей самой известной работы с пузырями, Милле было за пятьдесят, и он отказался от стиля прерафаэлитов, сделав свою палитру более темной и начав использовать более мягкую кисть.

 

Сюжет картины

Работа «Мыльные пузыри» была написана в 1885-1856 годах. Картина была одной из многих детских портретов Милле. На ней изображен мальчик, который пускает мыльные пузыри с трубкой и мыльной пеной. Мальчиком был внук художника, Вилли Джеймс. На момент написания картины ему было около 4 лет. Впоследствии мальчик стал адмиралом. Для того, чтобы максимально реалистично изобразить пузыри, Милле использовал специально изготовленный стеклянный шар. В процессе написания картины Милле подвешивал его над головой ребенка и перемещал его в качестве ориентира, чтобы определить наилучшее положение пузыря на холсте. Первоначально Милле назвал свою картину «Детский мир», но позже она была заменена на «Мыльные пузыри».

 

Глубокие смыслы картины

На первый взгляд, это обычный детский портрет с непримечательным сюжетом, но если углубиться в историю, можно узнать, что основой сюжета послужил популярный в XVII веке жанр vanitas, в котором мыльный пузырь символизировал мимолетность жизни. Частым сюжетом в этом жанре было изображение молодых парни, которые пускали мыльные пузыри, обычно на фоне черепов. На картине изображен маленький рыжеволосый мальчик, смотрящий на надутый им же пузырь. В данном контексте он является атрибутом красоты и хрупкости жизни. На картине присутствуют и другие значительные детали: на правой стороне полотна - молодое растение, растущее в горшке - это символ жизни, а на другой стороне - упавший разбитый горшок, символизирующий хрупкость и тщетность жизни (смерть). Маленький герой контрастно выделяется на полотне, его лицо, руки и тазик для пузырей ярко освещены.

 

 

Первая публикация и дальнейшая судьба картины

Впервые картина была выставлена в 1886 году под названием «Детский мир» в галерее Гросвенор в Лондоне. Работа была приобретена сэром Уильямом Инграмом из The Illustrated London News, который пожелал воспроизвести ее репродукцию в своей газете. Когда был выпущен первый выпуск с картинкой, газету увидел Томас Дж. Барратт, управляющий директор A & F Pears.

Pears Transparent Soap — одна из старейших компаний по производству мыла и первый в мире зарегистрированный бренд по информации Unilever. Также это первая компания, которая начала выпускать прозрачное мыло. Томас Джеймс Барратт купил оригинальную картину у Инграма за 2200 фунтов стерлингов, что дало ему исключительное авторское право на картину. Репродукция картины Мыльные пузыри Джона Эверетта Милле стала самой известной рекламой мыла. Картина была куплена Томасом Барраттом в августе 1890 года.

 

Тобас Барратт и его рекламная листовка в картиной Милле

Тобас Барратт и его рекламная листовка в картиной Милле

Авторские права были нужны для того, чтобы внести в картину изменения. В частности, был добавлен кусок мыла с целью использования в рекламной компании. В то время Милле был одним из самых популярных художников в Великобритании. Поэтому сомнительная перспектива маркетингового художника беспокоила Милле, а его внук стал объектом коммерческой эксплуатации (что тоже было художнику не по нраву). Многие говорили в то время, что художник продал свой талант. Критики утверждали, что это оказало унизительное влияние на картину и будущую репутацию мастера. Милле приходилось даже защищаться от их нападок, когда он подвергался несправедливой критике со стороны представителей художественного истеблишмента, считавших, что он унижает свое искусство. Реклама оказалась настолько популярной, что маленький герой картины - Уильям Джеймс, ставший адмиралом Королевского военно-морского флота, до конца жизни был известен по прозвищу «Bubbles» Адмирал Пузырик.

 

Герой с картины - внук художник (ставший адмиралом)

Герой с картины - внук художник (ставший адмиралом)

Таким образом, знаменитые «Мыльные пузыри» сыграли для Джона Милле двойную роль. Конечно, картина «вручила» художнику лавры успеха и известность, подарила ему богатство и обеспечила на долгие годы. А с другой стороны, передачей прав на картину рекламному агентству художник подпортил свою репутацию и репутацию своего внука.

Популярное в

))}
Loading...
наверх