Картина Алексей Харламов
 

"Портрет девушки в белом платке"

Хочу познакомить вас с творчеством прекрасного, но незаслуженно забытого русского художника Алексея Алексеевича Харламова (1840-1925).

Алексей Харламов родился в 1840 году в многодетной семье крепостного крестьянина. У родителей он был седьмым ребёнком. Вскоре после его рождения хозяева решили продать его родителей другой помещице, оставив при этом детей себе.

Маленькому Алеше повезло — из-за младенческого возраста он не мог быть отлучен от матери и потому был продан вместе с родителями. В 1850 году родители Алексея вместе с ним и ещё двумя младшими детьми получили вольную. Вскоре семья переехала в Санкт-Петербург.

В Санкт-Петербурге Алексей в 12 лет начинает брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В. Я. Афанасьева. Он очень старается в учёбе и в 1854 году поступает в Императорскую Академию художеств, где становится учеником профессора А. Т. Маркова, представителя позднего классицизма. За успехи в рисовании и живописи Алексей Алексеевич Харламов в 1857 и 1862 гг. получает две Малые серебряные медали, а в 1863 году — две Большие серебряные. В 1866 году Харламов получает Малую золотую медаль за картину «Крещение киевлян», а в 1868 году — Большую золотую медаль за полотно «Возвращение блудного сына в родительский дом».

Картина Алексей Харламов
 

Девочка с красным ожерельем

В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу. Алексей Алексеевич много путешествует по Европе: посещает художественные музеи Германии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии. Некоторое время живёт в Париже. В 1871—1872 годах по заказу музея Петербургской Академии художеств он делает во дворце Маурицхейс в Гааге копию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». В 1872 же году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Впоследствии художник будет регулярно посылать свои картины на ежегодные выставки передвижников в Санкт-Петербург.

 

 

В конце 1872 года художник возвращается в Париж, где поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна. Аристократические и буржуазные салоны Третьей республики были заполнены портретами и историческими картинами Бонна. Этот модный живописец успешно передавал внешнее сходство с натурой и при этом сохранял видимость «музейного» искусства. Отдавая дань его механическому мастерству, современник назвал Бонна «превосходным, однообразным и тривиальным художником». Вслед за Бонна Харламов удачно имитировал в своих произведениях внешний вид классической живописи — любимых им старых испанских мастеров, Рембрандта, итальянцев XVII века. Именно под влиянием Бонна окончательно оформился художественный стиль Харламова.

Девочка Ñ ÐºÐ¾Ñ€Ð°Ð»Ð»Ð¾Ð²Ñ‹Ð¼ ожерельем и платком. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Девочка с коралловым ожерельем и платком

В 1874 году Харламов отправил на академическую выставку в Санкт-Петербург три свои работы — «Бедный музыкант», «Головка итальянки» и «Головка мордовки». За эти картины и за сделанную в Гааге копию с «Урока анатомии» Рембрандта он получил звание академика. Тогда же, в 1874 году, Харламов познакомился с жившим в Париже Иваном Сергеевичем Тургеневым. Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: «Здесь появились два замечательных художника — Репин и Харламов, — писал он. — Второй особенно далеко пойдет». Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам Харламов за один год сделал стремительную карьеру.

Картина Алексей Харламов
 

Портрет И.С. Тургенева работы А.А. Харламова

Мечты. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Мечты

Выставленные в Салоне 1875 года портреты Полины и Луи Виардо работы Харламова имели блестящие отклики прессы, организованные Тургеневым. Именно по совету русского писателя Эмиль Золя, посылавший в петербургский «Вестник Европы» свои «Парижские письма», посвятил Харламову восторженный отклик. В харламовских портретах Золя увидел «дебют крупного таланта». Другой рецензент отмечал «мощь, энергию, уверенность лепки, глубину и жар колеров».

Девочка на голубом фоне. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Девочка на голубом фоне

В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, однако уже осенью следующего года он навсегда возвращается во Францию. Произошло это, по мнению известного журналиста того времени Н. Н. Брешко-Брешковского, потому, что в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства». И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». Другой причиной эмиграции Харламова было и то, что Алексей Алексеевич, как писал И. Е. Репин, «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда.

СоÐерцание. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Созерцание

По возвращении в Париж Харламов снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль и превращает её в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле. Этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы. В Веле же Алексей Алексеевич познакомился с юной Фанни Шютц (Фелией Литвин), ставшей впоследствии знаменитой певицей. Их дружба будет продолжаться вплоть до смерти художника.

Картина Алексей Харламов
 

Девушка с рыжими волосами

Со второй половины 1870-х Харламова увлекает передача световоздушной среды. В некоторых своих работах, в частности в акварели «Головка» (1881, в настоящее время находится в Саратовском музее имени А. Н. Радищева), он близко подходит к пленэру, наполняет изображение светом, воздухом. В эти же годы у Харламова появилась тема в салонном духе, которую можно назвать «Итальянцы эпохи Ренессанса». В новом цикле Харламов обращается не столько к манере письма старых мастеров, сколько к бытовым подробностям эпохи Возрождения. Однако увлечение эпохой Ренессанса, как и пленэром, было мимолетным. Виртуоз раз и навсегда заученного приема, художник продолжал до конца своих дней производить бесконечные вариации однообразно красивых головок итальянок и цыганок — вне времени и вне художественного развития. Единственным полотном, явившимся ярким исключением, стал портрет И. С. Тургенева, о котором сам писатель говорил ещё в процессе работы: «Харламов пишет с меня портрет, который выйдет превосходный».

Портрет четырех детей от второго брака Павла Павловича Демидова, 2-го кнÑÐÑ Ð¡Ð°Ð½-Донато (1839-1885), Ðврора (1873-1904), Ðнатолий (1874-1943), ÐœÐ°Ñ€Ð¸Ñ (1876-1955) и Павел (1879-1909). ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Портрет четырех детей от второго брака Павла Павловича Демидова, 2-го князя Сан-Донато (1839-1885), Аврора (1873-1904), Анатолий (1874-1943), Мария (1876-1955) и Павел (1879-1909) (середина 1870-х гг.)

Отчасти причина консервативной преданности Харламова одному художественному стилю объясняется востребованностью и высокой оценкой этого стиля у западной публики последней четверти XIX столетия. Художник постоянно выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, получал награды. В 1888 году на Международной Выставке в Глазго его картина «Дети с цветами» произвела сильное впечатление на королеву Великобритании Викторию. Проявляла интерес к его творчеству и часть русской аристократии. Так, картина «Женская головка» была приобретена императрицей Марией Федоровной. У Харламова просто не было потребности и смысла в переменах, освоении новых стилей и направлений. Однако этот консерватизм, столь долго сопутствовавший успеху художника, обернулся для него трагедией в начале века XX-го, когда художественные вкусы общества значительно изменились.

Картина Алексей Харламов
 

Последние годы жизни Алексей Харламов провел в бедности и одиночестве. Единственной, кто скрашивал его старость, была французская оперная певица Фелия Литвинн.

Ð¤ÐµÐ»Ð¸Ñ Ð›Ð¸Ñ‚Ð²Ð¸Ð½Ð½. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Фелия Литвинн

Умер Алексей Алексеевич Харламов весной 1925 года в Париже. Похоронен 13 апреля того же года на кладбище Пер-Лашез.

Портрет креÑÑ‚ÑŒÑнÑкой девочки. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Портрет крестьянской девочки

Девочка Ñ Ð²ÑƒÐ°Ð»ÑŒÑŽ. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Девочка с вуалью

Ð®Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»ÑŒ. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Юная модель

РоÐовый боннет. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Розовый боннет

Дочь художника. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Дочь художника

Подруги. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Подруги

Девочка Ñ Ð¶ÐµÐ¼Ñ‡ÑƒÐ¶Ð½Ñ‹Ð¼ ожерельем. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Девочка с жемчужным ожерельем

Девушка Ðа шитьем. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Девочка за шитьем

Ð®Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»ÑŒ. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Юная модель

ÐœÐ°Ð»ÐµÐ½ÑŒÐºÐ°Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ð°. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Маленькая мама

Девушка в пеÑтром платке. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Девушка в пестром платке

Этюд девочки. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Этюд девочки

Портрет девочки в краÑном платке. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Портрет девочки в красном платке

Ð‘ÐµÐ»Ð¾ÐºÑƒÑ€Ð°Ñ Ñ€Ð¾Ðа. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Белокурая роза

ДетÑтво. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Детство

Картина Алексей Харламов
 

Душка

ÐœÐ°Ð»ÐµÐ½ÑŒÐºÐ°Ñ ÑˆÐ²ÐµÑ. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Маленькая швея

Две девушки, раÐбирающие цветы. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Две девочки, разбирающие цветы

Девушка Ñ Ð²ÐµÑенними цветами. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Девушка с весенними цветами

КраÑавица Ñ ÐºÐ°ÑˆÑ‚Ð°Ð½Ð¾Ð²Ñ‹Ð¼Ð¸ волоÑами. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Красавица с каштановыми волосами

ÐœÐ°Ð»ÐµÐ½ÑŒÐºÐ°Ñ ÑˆÐ²ÐµÑ. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Маленькая швея

РаÐмышление. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Размышление

КраÑное ожерелье. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Красное ожерелье

Летнее времÑ. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Летнее время

Портрет девушки. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Портрет девушки

Сладкие раÐмышлениÑ. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Сладкие размышления

Ð®Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»ÑŒ. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Юная модель

Душка. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Душка

Две девочки. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Две девочки

Портрет девушки. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Портрет девушки

КаприÐный ребенок. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Капризный ребенок

Девушка Ñ ÐºÑ€Ð°Ñным платком. ÐлекÑей ÐлекÑеевич Харламов
 

Девушка с красным платком