В чём секрет муранского стекла, которое было изобретено более 2000 лет тому назад

Изделия из муранского стекла, выполненные в стиле миллефиори.

Изделия из муранского стекла, выполненные в стиле миллефиори.

Иногда, глядя на творения рук человеческих, понимаем, что гениальность творчества и мастерство не знают пределов совершенства. Эта мысль приходит на ум, когда видишь творения, созданные из муранского стекла. Такие мозаичные изделия собираются из маленьких стеклянных фрагментов - мурин, а потом сплавляются вместе под действием высокой температуры и формируются мастером-стеклодувом в необыкновенно красивые сосуды, предметы и украшения.

 

Восхитительные цветочные луга и картины из муранского стекла, которое было изобретено более двух тысяч лет тому назад.

Восхитительные цветочные луга и картины из муранского стекла, которое было изобретено более двух тысяч лет тому назад.

Удивительное по своим характеристикам муранское стекло - самая пластичная, самая податливая разновидность этого материала. Его секретная формула состава позволяет воплощать даже очень смелые фантазии стеклодувов-художников в самые причудливые и непредсказуемые формы.

А сама миллефиори (мillefiori) - так называется техника, в которой это стекло используется в переводе с итальянского означает «тысяча цветов», «цветочный луг».

 

 

Поэтому веками, искусно создаваемые изделия из муранского стекла в этой технике, приравнивались к драгоценностям. Они всем своим видом напоминали поделочные камни: агат, сердолик, халцедон.

 

Немного из истории

 

Изделия из муранского стекла выполненные в стиле миллефиори.

Изделия из муранского стекла выполненные в стиле миллефиори.

Справедливости ради нужно отметить, что хотя миллефиори возникло и развивалось в Италии, однако именно Древнему Египту по праву принадлежит первенство в изобретении и создании мозаичного стекла с цветочным узором. Еще мастера-стеклодувы Александрии во II веке до нашей эры научились выплавлять такое необыкновенное чудо. И лишь в I веке до нашей эры эти технологии выплавки были заимствованы римлянами.

 

Изделия из муранского стекла, выполненные в стиле миллефиори.

Изделия из муранского стекла, выполненные в стиле миллефиори.

Своего пика популярности муранское стекло, названное в честь острова Мурано, расположенного вблизи Венеции, достигло в XIII столетии. Именно на этом острове было в то время налажено производство удивительного материала и выплавки из него диковинных стеклянных предметов.

 

Восхитительные цветочные луга из муранского стекла.

Восхитительные цветочные луга из муранского стекла.

А несколько веков до этого мастера-стекольщики работали в самой Венеции. Но так как развитие и расширение этого производства было непосредственно связано с огнём, что грозило постоянными пожарами, власти Венеции принимают решение вынести мастерские вначале за черту города, а позже и вовсе на отдельно лежащий остров. Именно с того времени Мурано на пять веков становится центром производства знаменитого венецианского стекла.

 

Изделия из муранского стекла, выполненные в стиле миллефиори.

Изделия из муранского стекла, выполненные в стиле миллефиори.

Однако в истории муранского стекольного дела были не только взлеты, но и падения. Так в XVIII веке Венеция, оккупированная французскими войсками, была вынуждена закрыть стекольные цеха. И что любопытно, техника выдувания муранского стекла в те времена хранилась под строжайшим секретом, за разглашение которого беспощадно карали смертью. Поэтому в тонкости этого уникального метода были посвящены совсем немногие. Это и стало основной причиной того, что старинные технологии были очень быстро утрачены.

 

Изделия из муранского стекла, выполненные в стиле миллефиори.

Изделия из муранского стекла, выполненные в стиле миллефиори.

Свое возрождение и новый взлет стекольному производству пришлось пережить начиная со середины XIX века, благодаря энтузиазму одного адвоката из Виченцы. Антонио Сальвиати, так звали инициатора, основал в Мурано завод, который начал производить изделия по традиционным венецианским рецептурам. И уже новые мастера возродили стиль и вместе с этим усовершенствовали утраченную технологию.

 

Изделия из муранского стекла, выполненные в стиле миллефиори.

Изделия из муранского стекла, выполненные в стиле миллефиори.

К концу XIX столетия все тайны по изготовлению мозаичного стекла были рассекречены, и изделия в технике миллефиори стали производить не только итальянцы. Англичане и французы первыми переняли опыт и наладили свое производство, а затем миллефиори приобрело немалую популярность не только в Европе, а и по всему миру.

 

Изделия из муранского стекла, выполненные в стиле миллефиори.

Изделия из муранского стекла, выполненные в стиле миллефиори.

 

Немного о технологии

И как бы далеко не пошел процесс автоматизации стекольного производства в сегодняшнее время, муранские умельцы, по-прежнему создают свои уникальные творения вручную. Ибо лишь только те вещи, которые созданы руками мастера, поистине передают дух муранского искусства выплавки стекла. И к слову, итальянские мастера до сих пор выдувают уникальные изделия буквально своим дыханием.

 

Традиционный способ выдувания стеклянных изделий.

Традиционный способ выдувания стеклянных изделий.

Разогрев стеклянную массу, стеклодув набирает ее в специальную трубку с мундштуком на одном конце и утолщением для забора стекла на другом. (И что интересно за два тысячелетия своего существования этот предмет не претерпел существенных изменений).

Так вот, набрав жидкое стекло этой трубкой, мастер выдувает стеклянный сгусток, который от воздуха начинает формироваться в объемный предмет, корректировка которого происходит при помощи специальных приспособлений. И стоит ли рассказывать о том, какой силой легких должен обладать мастер-стеклодув, и какую силу в руках он должен иметь, и это уже не говоря о художественном таланте.

 

Процесс изготовления мурин.

Процесс изготовления мурин.

Сама же технология создания миллефиори заключает в себе выдувание и вытягивание стеклянных прутов, в средине которых образуется цветной рисунок, проявляющийся только на срезе. Он создается наслоением стеклянных нитей на стержневую часть. Далее прут разогревают в раскаленной печи до гибкого состояния и вытягивают в тонкие длинные прутики. При этом рисунок сжимается в своих размерах и становится практически филигранным. Затем остывшие длинные прутики режут на более короткие, и соединив между собой в пучок, снова греют и вытягивают в один длинный прут. И так до тех пор пока мастер не останется доволен образовавшимся рисунком на срезе.

 

Разновидности мурин и  собирание миллефиори.

Разновидности мурин и собирание миллефиори.

После этого прут нарезают на мелкие пластинки шириной до 6 миллиметров. На срезе такой пластинки, которая и называется муриной, можно увидеть необыкновенно красивый рисунок в виде цветка, ромба, колечка, сердечка с красочными разводами. Множество таких плашек-мурин и наносят путем накатывания на разогретый стеклянный сосуд, который после нужной обработки и становится похож на цветочную поляну.

 

Изделия из муранского стекла, выполненные в стиле миллефиори.

Изделия из муранского стекла, выполненные в стиле миллефиори.

 

Картины миллефиори от Лорена Стампа

 

Как мы уже успели убедиться, традиционные миллефиори - это мозаичные орнаменты, выложенные из отдельных элементов - мурин, создание которых необычайно трудоемкий процесс. Однако шедевры, собранные из них, поистине стоят того.

 

Картины миллефиори от Лорена Стампа.

Картины миллефиори от Лорена Стампа.

И невзирая на то, что об этом уникальном методе в наше время знают очень многие, шедевральные работы по-прежнему создают лишь единицы. И так как эта техника позволяет мастерам вносить тончайшие детали в свои творения, особо талантливые умельцы даже создают репродукции картин известных художников на стеклянных срезах.

 

Картины миллефиори от Лорена Стампа

Картины миллефиори от Лорена Стампа

Таким уникальным мастерством владеет американский художник Лорен Стамп. Именно из муранского сорта стекла он создает потрясающие миниатюрные картины: портреты, пейзажи и даже мини-копии сюжетных полотен.

 

Картины миллефиори от Лорена Стампа. (фрагменты)

Картины миллефиори от Лорена Стампа. (фрагменты)

 

Как видим, трубку мастер складывает таким образом, чтобы на ее поперечном срезе проявилось лицо - например лик Мадонны. И чего уж тут говорить - уровень мастерства маэстро потрясает зрителей своим совершенством.

 

Бонус

 

Украшения в стиле миллефиори.

Украшения в стиле миллефиори.

Потрясающе выглядят и выполненные из муранского стекла ювелирные изделия: крупные кулоны и бижутерия, кольца, браслеты, броши, серьги, заколки и многое другое, что радует глаз и приносит эстетическое удовлетворение.

 

Изготовленные трубки для мурин из полимерной глины.

Изготовленные трубки для мурин из полимерной глины.

Мало того, современные умельцы-художники пошли дальше. Эту технику они мастерски применили к полимерным глинам, парафиновому воску и другим современным материалам. Поскольку они достаточно гибки и пластичны, поддаются подогреву и комбинированию их мастерски применяют в создании миллефиори.

 

Украшения в стиле миллефиори.

Украшения в стиле миллефиори.

Тому, кто не на шутку заинтересовался технологией изготовления муранского стекла, будет любопытно посмотреть видео о том как создаются мурины. Как говорится, лучше один раз увидеть....

 

И в заключение хотелось бы отметить, что разнообразие видов муранского стекла, так же как и техник его изготовления, весьма огромное: мозаичное, авантюриновое, филигранное, прозрачное, молочно-матовое, халцедоновое. Все эти, виды имея различную структуру, узор, фактуру, назначение, подчинены единому, легко узнаваемому, выработанному столетиями, уникальному венецианскому стилю.

Источник ➝

Как один из самых богатых художников XIX века испортил репутацию собственному внуку: «Мыльные пузыри» Милле

«Мыльные пузыри» - картина Джона Эверетта Милле, написанная в 1886 году, которая прославилась благодаря использованию в рекламе мыла. Непримечательная на первый взгляд картина скрывает глубокие философские смыслы, а художника впоследствии обвинили в том, что тот продал свой талант.

О художнике

Сэр Джон Эверетт Милле был английским художником, иллюстратором и одним из основателей Братства прерафаэлитов. Братство было основано в его семейном доме в Лондоне, на улице Гауэр-83 (ныне номер 7). Сильная личность матери художника оказала самое значительное влияние на его будущее.

Имея большой интерес к искусству и музыке, женщина поощряла творческие наклонности своего сына, способствуя переезду семьи в Лондон. Впоследствии она наладила контакты, чтобы помочь сыну поступить в Королевскую академию художеств. Милле был вундеркиндом, который в возрасте 11 лет стал самым молодым учеником академии. Там он и встретил Уильяма Холмана Ханта и Данте Габриэля Россетти, с которыми он основал Братство.

Однако, к середине 1850-х Милле отошел от стиля прерафаэлитов, чтобы развить новую форму реализма в искусстве. Его более поздние работы были чрезвычайно успешными, что сделало Милле одним из самых богатых художников своего времени. Ко времени написания своей самой известной работы с пузырями, Милле было за пятьдесят, и он отказался от стиля прерафаэлитов, сделав свою палитру более темной и начав использовать более мягкую кисть.

 

Сюжет картины

Работа «Мыльные пузыри» была написана в 1885-1856 годах. Картина была одной из многих детских портретов Милле. На ней изображен мальчик, который пускает мыльные пузыри с трубкой и мыльной пеной. Мальчиком был внук художника, Вилли Джеймс. На момент написания картины ему было около 4 лет. Впоследствии мальчик стал адмиралом. Для того, чтобы максимально реалистично изобразить пузыри, Милле использовал специально изготовленный стеклянный шар. В процессе написания картины Милле подвешивал его над головой ребенка и перемещал его в качестве ориентира, чтобы определить наилучшее положение пузыря на холсте. Первоначально Милле назвал свою картину «Детский мир», но позже она была заменена на «Мыльные пузыри».

 

Глубокие смыслы картины

На первый взгляд, это обычный детский портрет с непримечательным сюжетом, но если углубиться в историю, можно узнать, что основой сюжета послужил популярный в XVII веке жанр vanitas, в котором мыльный пузырь символизировал мимолетность жизни. Частым сюжетом в этом жанре было изображение молодых парни, которые пускали мыльные пузыри, обычно на фоне черепов. На картине изображен маленький рыжеволосый мальчик, смотрящий на надутый им же пузырь. В данном контексте он является атрибутом красоты и хрупкости жизни. На картине присутствуют и другие значительные детали: на правой стороне полотна - молодое растение, растущее в горшке - это символ жизни, а на другой стороне - упавший разбитый горшок, символизирующий хрупкость и тщетность жизни (смерть). Маленький герой контрастно выделяется на полотне, его лицо, руки и тазик для пузырей ярко освещены.

 

 

Первая публикация и дальнейшая судьба картины

Впервые картина была выставлена в 1886 году под названием «Детский мир» в галерее Гросвенор в Лондоне. Работа была приобретена сэром Уильямом Инграмом из The Illustrated London News, который пожелал воспроизвести ее репродукцию в своей газете. Когда был выпущен первый выпуск с картинкой, газету увидел Томас Дж. Барратт, управляющий директор A & F Pears.

Pears Transparent Soap — одна из старейших компаний по производству мыла и первый в мире зарегистрированный бренд по информации Unilever. Также это первая компания, которая начала выпускать прозрачное мыло. Томас Джеймс Барратт купил оригинальную картину у Инграма за 2200 фунтов стерлингов, что дало ему исключительное авторское право на картину. Репродукция картины Мыльные пузыри Джона Эверетта Милле стала самой известной рекламой мыла. Картина была куплена Томасом Барраттом в августе 1890 года.

 

Тобас Барратт и его рекламная листовка в картиной Милле

Тобас Барратт и его рекламная листовка в картиной Милле

Авторские права были нужны для того, чтобы внести в картину изменения. В частности, был добавлен кусок мыла с целью использования в рекламной компании. В то время Милле был одним из самых популярных художников в Великобритании. Поэтому сомнительная перспектива маркетингового художника беспокоила Милле, а его внук стал объектом коммерческой эксплуатации (что тоже было художнику не по нраву). Многие говорили в то время, что художник продал свой талант. Критики утверждали, что это оказало унизительное влияние на картину и будущую репутацию мастера. Милле приходилось даже защищаться от их нападок, когда он подвергался несправедливой критике со стороны представителей художественного истеблишмента, считавших, что он унижает свое искусство. Реклама оказалась настолько популярной, что маленький герой картины - Уильям Джеймс, ставший адмиралом Королевского военно-морского флота, до конца жизни был известен по прозвищу «Bubbles» Адмирал Пузырик.

 

Герой с картины - внук художник (ставший адмиралом)

Герой с картины - внук художник (ставший адмиралом)

Таким образом, знаменитые «Мыльные пузыри» сыграли для Джона Милле двойную роль. Конечно, картина «вручила» художнику лавры успеха и известность, подарила ему богатство и обеспечила на долгие годы. А с другой стороны, передачей прав на картину рекламному агентству художник подпортил свою репутацию и репутацию своего внука.

Популярное в

))}
Loading...
наверх