Искусство «благодаря», «вопреки» и «несмотря на» психиатрический опыт

 

Психиатрическим опытом традиционно называют опыт переживания психического расстройства. Иными словами, какое-то диагностированное отклонение от нормального состояния и поведения человека в обществе — шизофрения, клиническая депрессия, неврозы, психозы и так далее. Среди известных людей в живописи, столкнувшихся с чем-то подобным, можно вспомнить Михаила Врубеля, Жерара Гаруста, Винсента Ван Гога.

Однако наравне с признанными классиками мировой живописи такой опыт не чужд и десяткам малоизвестных творцов-затворников.

Таких художников обычно называют «создателями» и относят к категории художников-аутсайдеров (outsider art) или ар брют (фр. art brut — необработанное искусство). Как правило, создатели ар брют даже не подозревают, что они творят искусство, талант этих людей обычно замечает кто-то другой. В большинстве случаев создатели ар брют никогда не занимались творчеством до болезни и не имеют специального художественного образования.

Арт-терапевты искусством «врачуют» души своих пациентов, а кто-то «лечится искусством» без посторонней помощи. «Благодаря», «вопреки» и «несмотря на» психиатрический опыт — великие художники и пациенты психиатрических больниц создают что-то, от чего замирает сердце. О некоторых из них мы расскажем вам ниже.

outsiderart04

1. Огюст Валла — австрийский художник-аутсайдер, который много лет провел в психиатрической клинике «Гуггинг» под Веной. Валла рисовал на стенах своей комнаты, больницы и соседних домов, на предметах интерьера и листах бумаги.

2. Рисунок и текст неразрывно связаны в работах Огюста Валла. Художник коллекционировал словари иностранных языков, откуда заимствовал слова и выражения, придумывал неологизмы и необычные языковые идиомы. Свое творчество Валла рассматривал как защитный талисман от опасностей, плохих людей, безумия и смерти.

3. Представитель аутсайдер-арта с мировым именем Генри Даржер родился в Чикаго. Он прожил незаметную жизнь, был человеком странным и нелюдимым. Из травмирующих воспоминаний детства Даржера — смерть матери и последовавшее за ней исчезновение младшей сестры (девочку удочерила чужая семья), смерть отца и помещение Генри в учреждение для детей с особенностями психического развития.

4. Будучи уже зрелым человеком, Даржер напишет, что он никогда не хотел взрослеть и, была бы его воля, предпочел навсегда остаться ребенком. Даржер большую часть своей зрелой жизни был подсобным рабочим, работал то в одном госпитале, то в другом: мыл посуду, выносил мусор, разносил бинты и делал все, что попросят.

5. Никто не знал о том, что, возвращаясь в свою маленькую квартирку, Генри Даржер годами писал свою волшебную новеллу о борьбе добра и зла, детей и взрослых, ангелов и демонов. Новелла «В воображаемом королевстве» — это целый мир, созданный Даржером из текстов и иллюстраций, мир, в который его создатель убегал от однообразия повседневности. Рисунки и тексты Даржера были найдены случайно перед самой смертью их автора. Даржер находился в больнице, когда к нему в палату вбежал восхищенный сосед с криком: «Это прекрасно!» «Слишком поздно», — прошептал художник.

6. Александр Павлович Лобанов — российский художник-аутсайдер, страдавший глухотой и немотой, 56 лет своей жизни провел в психиатрической клинике. В России Лобанов известен достаточно узкому кругу интересующихся лиц, в то время как на Западе его работы хранятся в частных и музейных коллекциях.

7. Александр Лобанов нередко изображал видных политических деятелей, но более всего он любил автопортреты. В работах художника почти всегда присутствует фирменная винтовка, которой Лобанов вооружал своих героев.

 

8. Глухота и немота мешали исследовать окружающий мир, но Александр Лобанов создал свой, в котором много оружия и сильных людей. Его герои не агрессивны, они стоят на страже порядка, добра и справедливости.

9. Огюст Валла, Генри Даржер и Александр Лобанов создавали свои работы «благодаря» болезни, для них творчество — необходимость, важная миссия, связанная с построением собственного мира.

10. Занятие творчеством «вопреки» психической болезни — это арт-терапия. Ее цель — лучше понять себя или облегчить душевные страдания, поэтому продукты арт-терапии — живопись, скульптура, коллаж — вторичны по отношению к этой основной цели.

11. Занятия арт-терапией обычно проводят квалифицированные специалисты: психологи, психотерапевты, психиатры. Но многие свидетельствуют о том, что им удалось обойтись и без посторонней помощи: занятия живописью излечили их от депрессии и плохого настроения. Об этом рассказывает и Рената Ву из Шанхая.

12. Винсент Ван Гог является лучшим примером художника, творившего «несмотря на» психиатрический опыт. Он писал до болезни и во время нее, несмотря на резкие перепады настроения, депрессии и злоупотребление алкоголем. Ван Гог все равно стал бы художником, в этом он видел свое предназначение. Его живопись рождалась не из недр болезни и не благодаря ей. Ван Гог рисовал ради самой живописи, ради того, чтобы создавать предметы искусства, он был уверен, что его работа когда-нибудь будет оценена по достоинству — и оказался прав.

13. Жерар Гаруст — современный французский художник, скульптор и декоратор, который много лет страдает от биполярного аффективного расстройства, однако это не помешало ему получить признание и широкую известность. В 1983 году именно Гаруст декорировал потолок президентских апартаментов в Елисейском дворце. Жерар Гаруст пишет «несмотря на» болезнь, но отмечает: «Мое заболевание всегда только мешало творческому процессу, большую часть работ, которые я создавал в состоянии маниакального возбуждения, я уничтожал, оставшись недоволен результатом. К счастью, современные лекарства обеспечивают мне длительные «светлые» интервалы, на протяжении которых я могу плодотворно работать».

14. «Несмотря на» болезнь пишет и современный греческий художник Лукас. В возрасте 20 лет он уехал из Греции в Италию, это случилось сразу после разрыва с любимой девушкой. О своем отъезде Лукас никому не сказал, художник не знал языка, оказался один в чужой стране, ему негде было жить, нечего есть. Лукас вернулся домой, одетый в лохмотья, морально и физически истощенный, он все время плакал. Родители уговорили молодого человека обратиться за психиатрической помощью. Врачи диагностировали депрессию, прописали таблетки и психотерапию. Лукас посещает психотерапевта до сих пор, а вот от медикаментов у него получилось отказаться.

15. В России увидеть работы художников-аутсайдеров, которые творят «благодаря» и «вопреки» психиатрическому опыту, можно на выставках, организованных арт-проектом «ИНЫЕ». Участники арт-проекта «ИНЫЕ» (Ярославль) из архивов психиатрической больницы составили коллекцию работ пациентов клиники и организовали арт-терапевтическую студию для пациентов и их родственников.

16. В коллекции «Центра Дарьи Евсеевой» в Москве находятся работы современных художников из России и стран Европы, которые пишут «вопреки» и «несмотря на» психиатрический опыт.

Источник ➝

Валентина Кузнецова

 

Валентина Кузнецова  (20).jpg




Валентина Кузнецова — художник декоративно-прикладного искусства, керамист, живописец.
Родилась 8 февраля 1949 года в селе Воскресенское в Башкортостане. В 1968 году окончила художественное отделение Уфимского училища искусств, в 1975 году — институт имени И. Е Репина в Санкт-Петербурге.
Керамикой занимается с конца 1970-х годов.
С 1999 года живёт и работает в Москве.



Валентина Кузнецова  (13).jpg

Живописец и искусствовед по образованию, керамику она освоила самостоятельно: в городе Стерлитамаке, где жила Валентина Кузнецова, не было ни одного керамиста, поэтому технологию она изучала по книгам и журналам, вдохновляясь традициями русской народной глиняной игрушки и скульптурной пластики ХХ века.


Материал приходилось добывать самой — копала глину на берегу реки, терла красный кирпич на терке для изготовления шамота, обжигала готовые скульптуры в деревенской печи.


Валентина Кузнецова  (11).jpg


Любимые материалы художника — шамот и фаянс. Мягкая нежная пластика передает лирическое настроение, присущее ее героям.
Работы Валентина выполняет в технике ленточной керамики — самом древнем способе создания скульптуры — невесомые и воздушные, со стенками не толще 2-3 мм, но в то же время прочные.

Неотъемлемой частью творческого процесса является роспись скульптур, созданная с помощью солей металлов и глазури.
Живописная богатая цветовая палитра дополняет пластику и служит средством создания выразительного художественного образа произведений художника.

Валентина Кузнецова  (19).jpg


Работы Валентины Кузнецовой находятся в 21 государственном художественном музее, в том числе:
Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Государственном Историческом музее, Государственном музее керамики «Усадьба Кусково XVIII», Государственном историко-архитектурном художественном и ландшафтном музее- заповеднике «Царицыно», Государственном музее А. С. Пушкина, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.


Валентина Кузнецова  (6).jpg


Произведения художника находятся в частных коллекциях Австрии, Англии, Венгрии, Германии, Израиля, Италии, Объединенных Арабских Эмиратов, США, Финляндии, Франции, Японии, а также коллекциях видных деятелей российской культуры.

Валентина Кузнецова  (3).jpg


Валентина Кузнецова  (1).jpg


Валентина Кузнецова  (2).jpg


Валентина Кузнецова  (7).jpg


Валентина Кузнецова  (9).jpg

Валентина Кузнецова  (10).jpg

Валентина Кузнецова  (12).jpg


Валентина Кузнецова  (14).jpg


Валентина Кузнецова  (17).jpg


Валентина Кузнецова  (15).jpg


Валентина Кузнецова  (16).jpg


Валентина Кузнецова  (8).jpg


Валентина Кузнецова  (5).jpg


Валентина Кузнецова  (18).jpg

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх