Михаил Стасов предлагает Вам запомнить сайт «В мире прекрасного»
Вы хотите запомнить сайт «В мире прекрасного»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Всё, что радует глаза и душу

Присоединиться к сайту

Насмешки и радости «малого голландца» Яна Стена, который подарил миру 800 полотен

развернуть
Автопортрет Яна Стена./ Фото: bestarts.org

Автопортрет Яна Стена./ Фото: bestarts.org

Причиной того, отчего вдруг на одном пятачке земли начинается взлет культурного развития, специалисты обыкновенно объясняют стечением благоприятных экономических условий и исторически обоснованной потребностью. Голландцы 17 века торговали, отвоевывали границы у Испании и у моря, строили дамбы и города. А так же стремительно богатели и обожали все красивое – здания, одежду, драгоценности, предметы интерьера.


Голландцы «большие» и «малые»

Фрагмент картины «Больная и врач»./ Фото: smallbay.ru

Фрагмент картины «Больная и врач»./ Фото: smallbay.ru


На этот зов эпохи не замедлили явиться такие мэтры как Рембрандт, Вермеер, Халс и другие «зубры», которых принято величать «большими голландцами». Большие они были и в смысле размеров своих величественных полотен, и в направлении духовного поиска живописных образов в тончайшем спектре человеческих эмоций.

Фрагмент картины «Гуляки»./ Фото: smallbay.ru

Фрагмент картины «Гуляки»./ Фото: smallbay.ru


Окончательно освободившись от испанских притязаний на свою независимость, голландцы получили еще один «подарок» от кальвинистской церкви, которая отказалась украшать свои Божьи дома живописью.

Фрагмент картины «Жители Делфта»./ Фото: curiator.com

Фрагмент картины «Жители Делфта»./ Фото: curiator.com


Примерно с этого времени, выражаясь простым языком, живопись буквально «пошла в народ». Монументальные размеры картин уменьшились до такого формата, который удобно повесить на стене спальни или в столовой. Небольшие полотна не располагали к изображениям сцен библейских масштабов, зато разнообразие жанров могло утолить любой взыскательный вкус: натюрморты, портреты, пейзажи и превеликое множество жанровых сценок, где повседневные узнаваемые детали городского быта соседствовали с возвышенным или смешным.

Фрагмент картины «Риторики в окне»./ Фото: curiator.com

Фрагмент картины «Риторики в окне»./ Фото: curiator.com


На этой благодатной почве расцвело феноменальное явление, названное впоследствии творческим наследием «малых голландцев». Ажиотаж спроса на картины был сопоставим с азартом «тюльпанной лихорадки» и привел к невероятной востребованности профессии живописца. Согласно официальной статистике того времени один человек из тысячи вполне профессионально владел кистью, брал заказы на исполнение портретов и продавал свои работы через небольшие галереи или аукционы.

Лейденское дарование

Фрагмент картины «Школьный учитель»./ Фото: greatartists.ru

Фрагмент картины «Школьный учитель»./ Фото: greatartists.ru


Впервые в финансовом мире живопись становится предметом инвестиций. Даже бедняки стремились обзавестись живописью для украшения скудного интерьера своих домов, экономя на еде ради искусства. Достаточно одного факта, чтобы рассказать об этом городе. В награду за стойкость и силу духа, проявленные горожанами во времена испанской осады (1573-1574 гг.), Лейдену был предоставлен выбор между возведением стен университета и освобождением от уплаты налогов.

Лейден выбрал университет, а не деньги! В стенах этой «альма-матер» обучались Рембрандт и Ян Стен. (В списке имен выпускников и преподавателей университета так же числятся Б. Спиноза, Р. Декарт, Э. Ферми, А. Эйнштейн).


Юное лейденское дарование впитывало потребность в красоте вместе с запахами рыбы и моря, ловко пробираясь на учебу в шумной городской толпе, снующей между лавками, портом, художественными и ремесленными мастерскими. Окончив курс высшей школы, юный Ян Стен с головой окунается в предпринимательство.

Он варит пиво на собственной пивоварне, готовит и подает ветчину и селедку гостям в своем трактире. Но, видимо, от судьбы не уйти. Оставив позади жизнь начинающего буржуа, энергичный смешливый юноша решительно покидает Лейден ради обучения ремеслу живописца в Утрехте и Гааге.

Веселый насмешник

Фрагмент картины «Автопортрет с лютней»./ Фото: greatartists.ru

Фрагмент картины «Автопортрет с лютней»./ Фото: greatartists.ru


Ян Стен не стеснялся вставлять автопортреты в свои жанровые сценки. Его хохочущий губастый лик можно видеть в образах доктора, держащего за руку немощную пациентку («Больная и врач»), жизнерадостного забулдыги («Гуляки»), довольного любовника («Автопортрет с лютней»). Помимо добродушной насмешки, Ян Стен не упускал случая художественно «поворчать» на времена и нравы, щедро используя простые предметы в композиции в качестве символов и аллегорий.

Картина «Остерегайтесь невоздержанности!»./ Фото: smallbay.ru

Картина «Остерегайтесь невоздержанности!»./ Фото: smallbay.ru


Фрагмент картины «Остерегайтесь невоздержанности!»./ Фото: smallbay.ru

Фрагмент картины «Остерегайтесь невоздержанности!»./ Фото: smallbay.ru


К примеру, компания весело проводящих время горожан («Остерегайтесь невоздержанности!») окружена такими вещами, как костыль и пустой кошелек, предвещая любителям застолий потерю здоровья и благосостояния как следствие вредных привычек. А сидящая на плече одного из персонажей утка, предсказывает самое худшее похожестью звукового звучания слов eind (конец) и eend (утка). Суровый подход!

Простые радости

Фрагмент картины «Пекарь Аствард и его жена Катарина»./ Фото: curiator.com

Фрагмент картины «Пекарь Аствард и его жена Катарина»./ Фото: curiator.com


Однако у Яна Стена есть картины, где сарказм отступает. Ироничный живописец как большой ребенок наслаждается теплым солнечным днем и неспешной увлекательной игре на свежем воздухе («Игроки в кегли у гостиницы»). Уютная простота простых радостей, заимствованная у природы, превращает насмешника, морализатора, гуляку и остроумца в человека, обожающего жизнь во всех ее проявлениях.

Правда и ничего кроме правды

Фрагмент картины «Туалет женщины»./ Фото: greatartists.ru

Фрагмент картины «Туалет женщины»./ Фото: greatartists.ru


В атмосферу написанных сюжетов с головой погружают «говорящие» детали. Вот, к примеру, на картине миловидная молодая горожанка готовится ко сну в своей спальне ("Туалет женщины»). Можно в подробностях подглядеть следы тесных носков на ножках красавицы, ночной горшок, трогательную привязанность к собаке, которой разрешено улечься прямо на хозяйскую подушку.

На картине представлен полный отчет о быте и милых слабостях. Ни на одном полотне мастера не найти приукрашивания действительности. Ясный, насмешливый взгляд живописца смотрит на мир пытливо, иронично, выстраивая детали в блестящие композиционные решения.


Источник →

Опубликовано 06.02.2018 в 22:35

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
4tottoro
4tottoro 8 февраля, в 11:26 Спасибо за подборку! Очень люблю голландцев (вне зависимости от размеров!) Но текст... Местами интересный и грамотно изложенный, он оставляет впечатление написанного ночью, после тяжёлого трудового дня, поскольку время очень сильно "поджимало" Редакторы! Воскресите их на всеобщее благо! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1

Последние комментарии

Владимир Чернышов
Бред больных мозгов.
Но красиво.
Владимир Чернышов Цифровые иллюстрации Emmanuel Shiu
Boris Chugunov
Мазохизм Реальности!!! Химеры Бессмыслицы!!! Помрачение души!!!
Boris Chugunov Цифровые иллюстрации Emmanuel Shiu
Александр Лавринов
Плоды буйного воображения!
Александр Лавринов Цифровые иллюстрации Emmanuel Shiu
Лучшее
Взаимопомощь
30 июн 15, 01:54
+790 195