За что художник-передвижник Мясоедов едва не свёл на тот свет маленького сынишку

 

 

Конфликт поколений испокон веков был самым значительным фактором отношений между отцами и детьми, начиная с царских родов и заканчивая семьями простолюдинов. Не обошел он стороной и семейство художников Мясоедовых, чуть было не закончившийся трагически.


 
Иван Грозный убивает сына. Автор Илья Репин.

Иван Грозный убивает сына. Автор Илья Репин.


Многие помнят историю создания картины Ильей Репиным "Иван Грозный убивает сына", а также знают о роковых обстоятельствах, настигших моделей и самого создателя этого полотна. Так, Всеволод Гаршин, позировавший для образа убитого царевича, в состоянии глубочайшей депрессии выбросился с четвертого этажа.
А художник Григорий Мясоедов, послуживший моделью для образа царя Ивана Грозного, однажды в гневе чуть было не убил своего маленького сынишку, в будущем ставшего также художником… "Илья взял царя Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица", - говорил потом художник.

У самого же автора полотна, вскоре отсохла правая рука, и до конца жизни Репин был вынужден работать левой. Мистика, скажете… Как знать?...

 
Портрет Григория Мясоедова. Автор: Иван Крамской. / Фото Ивана Мясоедова.

Портрет Григория Мясоедова. Автор: Иван Крамской. / Фото Ивана Мясоедова.


Однако речь сегодня не о картине Репина, а о судьбе художника-передвижника Григория Мясоедова, имя которого после его смерти было забыто… И как бы вы думали из-за чего? К забвению талантливого живописца руку приложил самый родной человек. Сразу после кончины Григория Григорьевича сын Иван, тот самый, которого отец чуть не убил, за бесценок распродал все вещи и отцовскую коллекцию живописи. Музейщики, правда, уберегли около двух десятков холстов и альбомы с зарисовками художника, по которым мы сегодня можем судить о творчестве русского живописца Григория Мясоедова, творившего во второй половине 19 столетия.

Что же помешало двум родным и талантливым художникам - отцу и сыну, жить под одной крышей и находить общий язык? Неужто пресловутое полотно Репина? Об этом и многом другом далее, в обзоре.

Страницы из биографии Мясоедова-старшего


 
Портрет Григория Мясоедова. Автор Илья Репин. 

Портрет Григория Мясоедова. Автор Илья Репин. 


Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) - выдающийся русский живописец, вошедший в историю русской культуры прежде всего как основатель движения передвижничества в среде художников. Он был бессменным — в течение почти сорока лет — членом правления Товарищества передвижных художественных выставок. В конце 1860-х годов именно Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников, и именно он стал автором первого его устава. Поэтому русская история искусства буквально обязана Мясоедову самыми яркими своими страницами.

Подробнее читайте:Живописный бунт: Как 14 лучших выпускников Императорской Академии художеств отказались от золотой медали, и что из этого вышло.

 
Григорий Мясоедов - русский живописец.

Григорий Мясоедов - русский живописец.


Лишенный родительского благословения

Григорий Мясоедов из старинного дворянского рода Тульской губернии. Одаренный мальчик в детстве много читал и рисовал. Отец всячески поощрял интерес сына к художеству и литературе. Но находить общий язык двум Григориям по складу их характеров было совсем непросто - однажды они так разругались, что родитель полностью лишил отпрыска материальной помощи. И Григорий-младший так и уехал в Санкт-Петербург, не получив отцовского благословения на то, чтобы стать художником.

В столице Мясоедов становится вольнослушателем Академии Художеств, и на протяжении всех 10 лет учебы будет бедствовать. "Жил на Васильевском острове в бедной комнате. Работал на кондитерскую, где пеклись пряники, - я с товарищем разукрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам - эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали в бараке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла", - так вспоминал нелегкие студенческие годы Григорий.

 
 Страдная пора (Косцы). (1887 год). Государственный Русский музей, С.-Петербург. (Одно из самых известных произведений художника Григория Мясоедова было приобретено императором Александром III).

Страдная пора (Косцы). (1887 год). Государственный Русский музей, С.-Петербург. (Одно из самых известных произведений художника Григория Мясоедова было приобретено императором Александром III).

 
Тем не менее Академию молодой художник окончил хорошо и получил пенсионерскую поездку в Европу за счет государственной казны. Жил и работал в Италии, а созданные там картины переправлял в Россию. За них ему присудили большую и малую золотые медали. Творческая жизнь пошла вгору, а с ней и доходы.

И теперь, казалось, молодой преуспевающий художник уже позабыл ссору с отцом, но для своего сына в будущем Григорий станет таким же "грозным" и непоколебимым.

 
Григорий Мясоедов. Автопортрет.

Григорий Мясоедов. Автопортрет.


Характер - это судьба

Характеризуя художника с психологической точки зрения, нужно отметить, что сферой реализации всего творческого и жизненного потенциала у Григория Мясоедова была не семья, а среда. Он был весьма сложным человеком, в общении с которым многим становилось не по себе, в особенности это касалось самых близких. Его резкий характер полностью отражала его внешность: "Высокий, с умным лицом, длинным и искривлённым набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными въедливыми глазами". И речь его звучала оригинально, выражая передовые мысли, а иногда парадоксы. Очень часто она сопровождалась иронией, едким сарказмом, насмешкой.

 
Григорий Мясоедов с сыном Иваном.

Григорий Мясоедов с сыном Иваном.

Его первый брак был несчастливым и бездетным. Жена художника, не выдержав несносного характера мужа, оставила его. Позже 47-летний Мясоедов сошелся со своей ученицей, молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила живописцу сынишку Ванечку. Однако тот совершенно был уверен, что сын не его кровиночка, и потому официально оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а супруге категорически запретил проявлять материнские чувства к малышу и называть себя "мамой". Все детские и юношеские годы Ваня был уверен, что Ксения его кормилица и прислуга в их доме, а родной отец - его опекун.

 
Автор: Г.Г. Мясоедов.

Автор: Г.Г. Мясоедов.


Ксения действительно мало чем напоминала жену, она по большей части хлопотала по хозяйству, выполняя функции экономки, кухарки и няни. А Григорий Мясоедов, будучи уверен в том, что в свое время девица поймала его «словно перепела в сети», благосклонно принимал ее заботу, позволял ей жить рядом.

Горемычное детство Ивана 

Едва малыш подрос, Мясоедов и вовсе отдал отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселёву в Москву. (Как раз в то время он позировал Репину для образа Ивана Грозного). Киселевы детей любили, у них было семеро своих. И с Ванечкой Мясоедовым, который был ребенком с причудами, достаточно не плохо мирились.

Однако, спустя несколько лет, отец признал, что в маленьком Иване течет его кровь. И случилось это благодаря казусу, который произошел в доме Киселевых. Накануне там собралось множество гостей, в том числе прибыл и сам Григорий Мясоедов. Когда гости пожелали увидеть воспитанника Киселевых - Ваню, те долго отпирались, но пришлось все же привести сорванца на обозрение собравшихся.

И тут 7-летний Мясоедов-младший, представ перед множеством глазеющих на него гостей, не долго думая, направился к художнику Николаю Маковскому, брату известного Константина Егоровича... и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. Все остолбенели, а у Мясоедова-старшего вмиг развеялись все сомнения — «мой сын»,- с гордостью подумал он. И в тот же день он забрал свою кровиночку домой, под Полтаву.

 
Мальчик-итальянец, Музей *Спасское*. Тула.

Мальчик-итальянец, Музей *Спасское*. Тула.
 


Однако и после этого никаких существенных изменений в отношениях отца к сыну не произошло. В момент агрессии художник однажды так ударил мальчугана, что даже подумал, что убил отпрыска. Но,слава Богу обошлось.

В 1899 году умерла от туберкулёза мать Ивана, единственная добрая душа, которая любила его. А узнал он всю правду о ней после ее смерти, когда Григорий Григорьевич случайно оговорился. Новость о том, что он не приемыш вовсе, а родной сын художника, потрясла его до самых глубин души. Мясоедов-младший фактически отрёкся от отца, он переселился во флигель и месяцами не разговаривал с нерадивым родителем.

 
Графический автопортрет Ивана Мясоедова.

Графический автопортрет Ивана Мясоедова.


Однако, не смотря на все передряги в семействе Мясоедовых, отец старался дать сыну достойное образование, в частности художественное. Почти 10 лет Иван посещал частную художественную школу, организованную в Полтаве его отцом. Затем была Академия Художеств в Петербурге и увлечение силовым спортом... Но всю жизнь яростная нелюбовь отца к сыну была камнем преткновения, который определил направление всех будущих жизненных дорог Мясоедова-младшего - "дорог извилистых, непредсказуемых, подчас очень скользких".

Одним словом была жизнь у Ивана Мясоедова очень бурная и насыщенная, полная приключений и достойная подробного рассказа в следующем обзоре. Там же можно будет прочесть и о расплате Мясоедова-старшего и о сладостной мести Мясоедова-младшего.

Галерея живописных полотен Григория Мясоедова.



 
Пристань в Ялте. 1890 год. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Автор: Г.Г. Мясоедов.

Пристань в Ялте. 1890 год. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Автор: Г.Г. Мясоедов.


 
Чтение манифеста 19 февраля 1861 года. (1873 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: Г.Г. Мясоедов.

Чтение манифеста 19 февраля 1861 года. (1873 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: Г.Г. Мясоедов.


 
Пейзажная живопись Григория Мясоедова. Автор: Г.Г. Мясоедов.

Пейзажная живопись Григория Мясоедова. Автор: Г.Г. Мясоедов.


 
Сам с собою, или Игра в шахматы. 1907 год. Музей шахмат. Автор: Г.Г. Мясоедов.

Сам с собою, или Игра в шахматы. 1907 год. Музей шахмат. Автор: Г.Г. Мясоедов.


 
Портрет старика. Частная коллекция. Автор: Г.Г. Мясоедов.

Портрет старика. Частная коллекция. Автор: Г.Г. Мясоедов.


 
Пейзажная живопись Григория Мясоедова. Автор: Г.Г. Мясоедов.

Пейзажная живопись Григория Мясоедова. Автор: Г.Г. Мясоедов.


 
Портрет бородатого крестьянина с посохом и жестяным чайником. 1898 год. Частная коллекция. Автор: Г.Г. Мясоедов.

Портрет бородатого крестьянина с посохом и жестяным чайником. 1898 год. Частная коллекция. Автор: Г.Г. Мясоедов.


 
Дорога во ржи. 1881 год. Третьяковская галерея. Автор: Г.Г. Мясоедов.

Дорога во ржи. 1881 год. Третьяковская галерея. Автор: Г.Г. Мясоедов.


 
Поздравление молодых в доме помещика. 1861 год. Русский музей, Санкт-Петербург. Автор: Г.Г. Мясоедов.

Поздравление молодых в доме помещика. 1861 год. Русский музей, Санкт-Петербург. Автор: Г.Г. Мясоедов.

 

Источник ➝

Валентина Кузнецова

 

Валентина Кузнецова  (20).jpg




Валентина Кузнецова — художник декоративно-прикладного искусства, керамист, живописец.
Родилась 8 февраля 1949 года в селе Воскресенское в Башкортостане. В 1968 году окончила художественное отделение Уфимского училища искусств, в 1975 году — институт имени И. Е Репина в Санкт-Петербурге.
Керамикой занимается с конца 1970-х годов.
С 1999 года живёт и работает в Москве.



Валентина Кузнецова  (13).jpg

Живописец и искусствовед по образованию, керамику она освоила самостоятельно: в городе Стерлитамаке, где жила Валентина Кузнецова, не было ни одного керамиста, поэтому технологию она изучала по книгам и журналам, вдохновляясь традициями русской народной глиняной игрушки и скульптурной пластики ХХ века.


Материал приходилось добывать самой — копала глину на берегу реки, терла красный кирпич на терке для изготовления шамота, обжигала готовые скульптуры в деревенской печи.


Валентина Кузнецова  (11).jpg


Любимые материалы художника — шамот и фаянс. Мягкая нежная пластика передает лирическое настроение, присущее ее героям.
Работы Валентина выполняет в технике ленточной керамики — самом древнем способе создания скульптуры — невесомые и воздушные, со стенками не толще 2-3 мм, но в то же время прочные.

Неотъемлемой частью творческого процесса является роспись скульптур, созданная с помощью солей металлов и глазури.
Живописная богатая цветовая палитра дополняет пластику и служит средством создания выразительного художественного образа произведений художника.

Валентина Кузнецова  (19).jpg


Работы Валентины Кузнецовой находятся в 21 государственном художественном музее, в том числе:
Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Государственном Историческом музее, Государственном музее керамики «Усадьба Кусково XVIII», Государственном историко-архитектурном художественном и ландшафтном музее- заповеднике «Царицыно», Государственном музее А. С. Пушкина, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.


Валентина Кузнецова  (6).jpg


Произведения художника находятся в частных коллекциях Австрии, Англии, Венгрии, Германии, Израиля, Италии, Объединенных Арабских Эмиратов, США, Финляндии, Франции, Японии, а также коллекциях видных деятелей российской культуры.

Валентина Кузнецова  (3).jpg


Валентина Кузнецова  (1).jpg


Валентина Кузнецова  (2).jpg


Валентина Кузнецова  (7).jpg


Валентина Кузнецова  (9).jpg

Валентина Кузнецова  (10).jpg

Валентина Кузнецова  (12).jpg


Валентина Кузнецова  (14).jpg


Валентина Кузнецова  (17).jpg


Валентина Кузнецова  (15).jpg


Валентина Кузнецова  (16).jpg


Валентина Кузнецова  (8).jpg


Валентина Кузнецова  (5).jpg


Валентина Кузнецова  (18).jpg

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх